ивановский региональный портал ивановский форум карта сайта
 


Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Набойный промысел

В старинных ивановских ситцах открывается значительный пласт народного творчества в еще малоизученной области декоративно-прикладного искусства - художественном оформлении тканей. Производство ситца - хлопчатобумажной ткани с печатным узором - явилось дальнейшим развитием набойного промысла. Все оборудование, необходимое для изготовления набойки, сохранялось и в ситцевом производстве. В нем изменился характер ткани: вместо холста стали употреблять под набивку сначала тонкие льняные, а затем только хлопчатобумажные ткани. Изменился также способ закрепления красок на волокне. При изготовлении набойки весь процесс производства заключался в печатании масляной краской на полотне. После ее высыхания ткань была готова к употреблению. В ситценабивном производстве закрепление красок на ткани осуществлялось с помощью различных веществ-потрав, при этом необходимы были определенные познания в химии. Как раз с момента нанесения красок на ткань начинался ряд ответственных процессов, целью которых было закрепление красок на волокне. Эти процессы осваивались ивановскими мануфактурами постепенно, поэтому переход от изготовления набойки к производству ситца проходил через ряд последовательных этапов. Особенно важным моментом в развитии ситценабивного производства было внедрение ситценабивных машин, а затем искусственных красителей, которые произвели полный переворот в способах производства ситцев и сыграли важную роль в характере их художественного оформления. Изготовление льняных тканей с печатными узорами было известно на Руси издавна. Достоверные сведения об этом производстве относятся к XVI-XVII векам

Развитие набойного промысла во Владимирской губернии было обусловлено рядом обстоятельств. Земли ее были малоплодородными, и крестьяне, населявшие их, вынуждены были изыскивать себе сторонние заработки для уплаты оброка и прокормления семьи. Здесь повсеместно были развиты различные промыслы, и практиковался отход крестьян на заработки в различные города, особенно в Москву и Петербург. Владимирская губерния славилась также своим льном, ткачество холстов и полотен было обычным занятием крестьян. Ткачество успешно развивается с XVIII века в связи с рядом новшеств, которые вводил Петр 1 ради увеличения выработки полотна для нужд парусного флота. Образующиеся иногда остатки холста и полотна мастера-крестьяне начали использовать под набивку узоров, поскольку такая ткань находила сбыт на местном рынке. Умелое обращение с красками известно было здесь от иконописных мастеров, живших во многих местах. В этих землях, богатых лесами, привычным было ремесло резьбы по дереву для создания узоров на досках. Важным было также обилие речек и речушек в губернии и в самом селе Иванове, так как для ситценабивного производства требовалось много воды.

Известно, что в конце XVII века в селе Иванове был развит холщовый промысел и крестьяне возили свои изделия на продажу в Москву. Эти холсты были настолько знамениты, что получили название └ивановских". В 1740-1744 годах существовало полотняное предприятие Г.Бутримова, а с 1750-х годов здесь открываются мануфактуры Е.И.Грачева, И.М.Гарелина, а затем И.М.Ямановского". В 1760-х годах открыл свое набойное заведение Н.И.Ишинский, затем и полотняные мануфактуры начинают изготовлять набойку. Особенно активизировалась деятельность ивановских крестьян после издания правительственных указов 1769-1777 годов о свободе ткацких промыслов крестьян. Появление первого ситцевого заведения в селе Иванове связывается с именем крестьянина Осипа Ивановича Сокова, мастера-резчика досок. В 1780-х годах он работал вместе с другими ивановскими крестьянами на крупной ситцевой мануфактуре в Шлиссельбурге близ Петербурга, где с 1762 года вырабатывались лучшие по тому времени ситцы. Узнав некоторые способы составления красок для крашения тканей, он вернулся в село Иваново и открыл здесь свое набойное заведение. Вскоре его метод был освоен и другими крестьянами. Ситцевое производство начинает успешно развиваться. В 1802 году здесь было восемьдесят отдельных ситцевых предприятий с наемными рабочими, а также имелось множество домов, где крестьяне изготовляли ситцы силами своего семейства. Одной из причин быстрого развития ситцевого производства была необыкновенная популярность ивановских ситцев среди широких слоев населения. Они были дешевы и красивы. Один из строгих ценителей и знатоков ситценабивного дела А.Шерер отмечал в обзоре промышленности в 1845 году: ,,[...] должно удивляться дешевизне такого товара, по наружному виду довольно красивого и выделанного однако ж со столь ограниченными средствами". Только художественное дарование народных ивановских мастеров помогло создавать ситцы, которые по внешнему виду конкурировали с лучшими московскими и петербургскими, вырабатываемыми на крупных фабриках, технически оснащенных и имевших профессиональные кадры красильщиков и художников. Как и перед каждым создателем произведения прикладного искусства, перед ивановскими мастерами вставали вопросы художественного творчества:

соответствия художественного оформления назначению ткани, выбора материала и подходящих средств технологии, досок, красителей. Здесь в полной мере раскрывалось дарование ивановских мастеров, которые на первых этапах развития производства не имели профессиональной подготовки, а решали эти вопросы благодаря природному художественному чутью. Большую роль в этом играл многовековой опыт художественного творчества в украшении свой одежды и жилища средствами домашнего ремесла - узорного ткачества, резьбы по дереву, росписи, а также присущая ивановским мастерам └смышленость", которую отмечали современники ".

До появления ситценабивных машин в конце 20-х годов XIX века набойку и ситцы изготовляли вручную. Для нанесения узора на ткань требовалось относительно несложное оборудование. Оно состояло из верстака -стола, на котором находились ровно выструганные доски, покрытые сукном. Рядом, на скамейке, ставился штрифовальный ящик, дном его служило натянутое сукно, кошма, куда наливалась краска, которую мальчик-штрифовальщик растирал кистью после каждого прикладывания резной доски к сукну. Над столом находились жерди - вешала, через которые набойщик перекидывал набитую ткань для просушки. Имелись также орудия для растирания и смешивания красок, котлы или чаны для их заваривания. Процесс набивания заключался в том, что мастер, ровно расправив на верстаке ткань, накладывал доску сначала на сукно с краской, находящейся в штрифовальном ящике, а затем эту доску, с нанесенной на ней краской, опускал на ткань по знакам, которые показывали вделанные в четырех ее углах иголки. При набивке крупного узора с большой доски мастер стучал по доске киянкой (палкой с утолщением на конце) для лучшего отпечатывания краски. Такими столами были оборудованы как мелкие заведения, так и крупные мануфактуры, на последних были лаборатории для составления красок, красильни и другое оборудование .


версия
для печати
13 ноября 2019 г.
среда
курсы валют
USD
(31.12.2012)
32.1961
EURO
(31.12.2012)
41.6714
события
сегодня:
Международный день слепых
14 ноября:
Всемирный день борьбы против диабета



Реклама на сервере







Проверка слова

www.gramota.ru


посетителей странички: 27088 сегодня: 3 (сайта: 45381665)

Дизайн и сопровождение ©Itil-95, 2003-2007
www@ivanovo.ru
При использовании информации с сайта, ссылка на сайт обязательна