Ивановская обл., г.Кинешма, ул.Советская, 2
АНСАМБЛЬ УСПЕНСКОГО И ТРОИЦКОГО СОБОРОВ

Ансамбль состоит из двух соборов - Успенского и Троицкого, колокольни и дома священника. Он расположен на высоком берегу Волги, на территории бывшей кинешемской крепости. Композиционно ансамбль слагается из развитых приземистых объемов церквей, расположенных на одной оси (запад-восток) и связанных между собой лаконичной вертикалью колокольни. Им всем акомпонирует простая и единообразная двухэтажная обстройка. Взаимное расположение зданий ансамбля и кварталов окружающей застройки образует две площади: внутреннюю - замкнутую, ограниченную объемами церквей, дворовыми постройками и оградой; и внешнюю - ограниченную с трех сторон собственно объемом Троицкой церкви: восточной, кварталами городской застройки с южной и западной сторон. С северной стороны площадь открывается на Волжский бульвар. Ансамбль имеет крупный масштаб, характерный для площадей эпохи классицизма. Архитектура сооружения обладает высоким художественным совершенством, великолепно использованы природные особенности местности.

Ансамбль хорошо просматривается со стороны реки и доминирует над окружающей застройкой.

***

УСПЕНСКИЙ СОБОР - зимний, кирпичный. Построен в 1745г. на средства прихожан. В 1855г. в нем произведен капитальный ремонт, сделан новый иконостас и подновлена настенная роспись. В 1885г., по-видимому, была перестроена центральная часть церкви, к которой впоследствии, в начале ХХ в., были пристроены два боковых придела. К этому же времени относится и возведение куполов на кровле собора, пропорции и характер архитектурного решения которых типичны для эклектических веяний архитектуры начала XX в. Собор представляет собой пятинемфный, пятикупольный, шестистолпный храм. (Первоначально - трехнемфный, шестистолпный). В объемно-пространственном отношении это куб, к которому по бокам примыкают поздние нефы. Каждый из пяти нефов заканчивается полуциркульной в плане абсидой. Перед западным фасадом к главному входу пристроен удлиненный объем баптистерия. Основной объем храма перекрыт системой сомкнутых и цилиндрических с распалубками сводов и куполов, имеющих снаружи шлемовидную форму и опирающихся на цилиндрические световые барабаны, прорезанные четырьмя (центральный - шестью) оконными проемами. Система перекрытий поддерживается несущими стенами и опорными столбами. Боковые нефы перекрыты системой цилиндрических сводов и распалубками, абсиды - сферическими полукополами.

Декоративное убранство фасадов главного объема традиционно: гладкие оштукатуренные стены, арочный фриз, простой уголковый карниз; углы декорированы пилястрами. Поверхность световых барабанов гладкая, нерасчлененная. Оконные проемы завершены полуциркульными арками.

Декор фасадов поздних пристроек характерен своей эклектичной пышностью. Поверхность стен сильно расчленена фигурными пилястрами, колонками, ширинками и другими деталями. Два яруса оконных проемов забраны узорчатыми металлическими решетками и украшены наличниками. Внешняя поверхность стен абсид обработана рустом и украшена круглыми ложными проемами.

Интерьеры собора расписаны маслянной живописью на библейские и евангелические сюжеты. Сохранился деревянный резной иконостас, металлическая утварь, люстры и прочее. Полы кафельные, орнаментированные. Кирпич имеет размеры 30х15х7,5 см.

В соборе три престола: центральный - в честь Успения Божьей Матери, боковые - в честь святого благоверного князя Александра Невского и святого князя Владимира.

В 1834 г., 9 октября (ст.ст.) собор посетил, во время путешествия по Волге император Николай I, а в 1850 г. великие князья Николай и Михаил Николаевичи.

***

ТРОИЦКИЙ СОБОР - летний, кирпичный. Построен на средства прихожан в 1838 г. по проекту И.Е.Ефимова, воспитанника Петербургской Императорской Академии. Первоначально собор представлял собой однокупоьный храм. В начале ХХ в. были возведены еще четыре главы на широких массивных барабанах. Ныне он представляет собой пятикупольный сводчатый храм, симметричный в плане и перекрытый шлемовидными куполами. С южной, западной и северной сторон объем храма декорирован четырехколонными портиками дорического ордера. С восточной стороны к нему примыкает полуциркульная в плане абсида.

Храм перекрыт системой циллиндрических сводов и сферических куполов, опирающихся на периметр несущих стен и четыре массивных каменных столба, на которых покоится барабан главного купола. Все оконные проемы завершены полуциркульными арками. Плоскости наружных стен заканчиваются гладким фризом и карнизом с сухариками, характерными для зданий, построенных в стиле русского классицизма.

Внутренние и наружные поверхности стен оштукатурены. В интерьере имеется маслянная роспись: своды, часть стен, барабаны куполов и сами купола расписаны на библейские и евангелические сюжеты.

Полы кафельные, орнаментированные. Здание построено из кирпича - 7х13х26-27 см. Подиумы портиков и ступени, ведущие на них, - из белого камня. Дверные проемы также завершены арками и украшены кованными узорчатыми решетками. Фундаменты кирпичные.

В соборе три престола: центральный - в честь Пресвятой Троицы, боковые - в честь Покрова Богородицы и святого Алексия, митрополита Московского.

***

КОЛОКОЛЬНЯ кирпичная, выстроена также на средства прихожан в 1798 г. Она пятиярусная, увенчана четырехгранным высоким шпилем с крестом. В основании ее - квадрат.

В архитектурном облике сооружения отчетливопрослеживаются черты русского классицизма: пилястры и колонны дорического ордера, треугольные фронтоны по фасадам второго яруса, пропорции арочных проемов и т.п. Однако, сложное пластическое решение фасадов, очертания куполов и основания шпиля несут в себе яркие черты архитектуры барокко.

Конструктивная схема сооружения основывается на использовании в качестве несущих конструкций периметральных стен, толщина которых уменьшается по мере повышения высоты сооружения.

Колокольня оштукатурена и покрашена. Покрытия куполов и скатов выполнены из листового железа и покрашены масянной краской.

***

Ансамбль как памятник культовой архитектуры выявлен и поставлен на гос.учет в 1945г., а с 1960г. он на гос.охране республиканского (федерального) значения.

Соборы были закрыты в 1938 г. и превращены в гаражи, но в 1945г. вновь открыты. Правда, Троицкий собор был вторично закрыт в 1964г., где до 1991г. размещалась картинная галерея. Ныне весь ансамбль принадлежит Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Состояние его хорошее, ремонт проводится регулярно. Реставрация же проводилась только один раз - в 1988г. на Троицком соборе были восстановлены разрушенные ранее четыре барабана и перекрыт купол центрального барабана. А через год, в 1989г. на территории ансамбля были снесены все деревянные хозпостройки и на их месте, вдоль южной ограды построены два одноэтажных здания из кирпича.

По матариалам Ополовниковой Е.А.,1971 и Дьякова А.Б.,1973 г.

Фото середины 1980-х гг.




посетителей странички: 2757188 сегодня: 11 (сайта: 61379023)

Дизайн и сопровождение ©Itil-95, 2003-2007
www@ivanovo.ru
При использовании информации с сайта, ссылка на сайт обязательна