ивановский региональный портал ивановский форум карта сайта
 


Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Красильное дело

Под набивку использовались различные ткани. Шел и простой крестьянский холст местного производства, и более тонкое полотно, каким славились Костромская, Ярославская губернии, а также уезды Кинешемский, Нерехотский и Суздальский Владимирской губернии. В последние десятилетия XVIII века стали набивать хлопчатобумажные ткани, которые сначала были только иностранного происхождения. На дешевые сорта набивных тканей использовали грубую восточную бязь, которая поступала с юго-восточной границы через Астрахань, Оренбург, Троицк. С западных границ через Петербург привозился более тонкий ост-индийский миткаль, который употреблялся для высших сортов набивных тканей. В 80≈90-х годах XVIII века появляется в продаже английский миткаль. Его предпочитали для изготовления высших сортов ситцев, потому что он был хорошо отбелен. В конце XVIII века осваивается отечественное ткание миткалей из грубой бухарской пряжи. В то же время изготовляли и полульняные ткани, на которые использовали в качестве основы льняную пряу, а на уток ≈ тонкую английскую пряжу. В начале XIX века льняное полотно под набивку вытесняется хлопчатобумажными тканями, к 1809 году в Иванове почти исчезло производство льняных тканей.

Набор материалов был невелик, но в каждом материале мастера умели использовать присущие ему особенности для создания художественного эффекта ткани.

Зернистая поверхность крестьянского грубого холста, иногда сурового, иногда чуть отбеленного, была приятным для глаза фоном, на котором контуры узора несколько вибрировали, создавая впечатление живой линии, как бы нарисованной от руки. Это с успехом использовали мастера при создании изделий. Более тонкое полотно обычно лощили прокатыванием, проглаживанием для создания блестящей поверхности, которая производила другой эффект в узорах тканей. Мягкая, несколько пухлявая фактура бязи, иногда с разреженными нитями, хорошо впитывала краску, придавая глубокий фон ткани. Ост-индийский миткаль был тоньше бязи, мягче, мастера создавали на нем в основном мелкоузорные композиции. Английский же миткаль шел под цветные ситцы, так как его хорошая отбелка способствовала получению более чистых тонов красок.

Техника последовательного накладывания доски на ткань и оттиска узора применялась на всех тканях, но составы красок, методы их закрепления на волокне менялись в зависимости от характера материала. И здесь в полной мере раскрывались природная одаренность и художественное чутье ивановских мастеров, которые с поразительным чувством прекрасного умели сочетать материал, красители и технологию для получения наибольшего художественного эффекта в своих произведениях. Грубый крестьянский холст обычно набивался деревянной формой и краской, разведенной на олифе. Чаще всего встречается на таком холсте черная краска из сажи или копоти. Четкий рельеф узора с блестящей от олифы черной поверхностью смягчался на матовом серовато-зернистом фоне холста. Крупные формы узоров разделывались более мелкими геометрическими фигурами, штрихами, создавая полутона, которые выявляли объемность растительных мотивов. На более тонком льняном полотне набивали более мелкие узоры, часто закрашивали фон, оставляя узор белым, иногда расцвечивая его дополнительными красками. Гладкая поверхность полотна, окрашенная масляной краской, делала блестящим, как бы лакированным фон ткани, на котором ясно выступали четкие формы мелких узоров. Хлопчатобумажные ткани хорошо впитывали краски благодаря природному свойству волокна. Это с успехом использовали ивановские мастера. Хлопчатобумажные ткани стали набивать не масляными, а "верховыми" красками. Краски смешивали с каким-нибудь клейким веществом, которое удерживало их на поверхности ткани. Это был новый этап в развитии ситценабивного производства. Масляные краски, которые годились для грубого холста, не могли использоваться для хлопчатобумажных тканей: они крошились и коробили тонкую ткань. Достоинством нового способа была мягкость тканей, которые выходили после крашения. Но недостатком являлась непрочность красок: они линяли при стирке, поэтому ситцы получили название └линючих". Следует отметить, что непрочность красок была характерна не только для ивановских ситцев; крупные, хорошо устроенные мануфактуры в Петербурге на первых этапах развития производства выпускали также ситцы с непрочными красками, этим недостатком страдали и привозные, например, французские и английские ситцы того времени. Новая технология позволила использовать под набивку мягкие хлопчатобумажные ткани, а привычный метод воспроизведения узоров на ткани с помощью набойных досок не вызывал затруднений, поэтому ткани эти были относительно дешевы и находили постоянный сбыт в среде беднейшего класса населения России, который был самым многочисленным. Ситцы с яркими узорами, похожими на узоры шелковых тканей, шли на праздничную одежду, которую крестьянки берегли, носили только в торжественных, случаях, что исключало необходимость частой стирки.

Более совершенным способом крашения был "заварной". Этот способ освоил О. С. Соков на мануфактуре в Шлиссельбурге близ Петербурга, чем и удивил ивановских мастеров. При этом методе на ткань наносились досками так называемые "закрепы" - вещества, которые в соединении с красителями давали на волокне нерастворимые лаки. После набивки "закрепов" ткань "заваривали" ≈ кипятили ее в красочном растворе, а затем промывали. Там, где не было "закрепов", краски смывались, там же, где были набиты "закрепы", на ткани оставался красочный узор. Иногда таким образом окрашивался фон ткани, а оставшийся белый узор дополнительно раскрашивали другими цветами. В прочных ситцах каждый новый оттенок узора "заваривали". Часто дополнительные цвета набивали и "верховыми" красками, что значительно удешевляло производство. Несколько позже появился также способ "вытравки": предварительно окрашенную ткань набивали составами, которые разрушали краску, и таким образом получали белые неокрашенные узоры на окрашенном фоне. Чтобы не уничтожать дорогостоящие красители, этот способ применяли главным образом для мелких узоров. Для воспроизведения мелких узоров в конце XVIII - начале XIX века были несколько усовершенствованы набивные доски. В них вставляли сделанные из медной латуни отдельные тончайшие детали рисунка, вбивали гвоздики для точечных разработок фона и узора. Сохранилась память о жителе села Иванова Д.А.Кашинцеве, который выучился этому мастерству на московских и петербугских мануфактурах и первым из ивановских мастеров ввел это усовершенствование. Применение медных вставок увеличило возможности художественного оформления тонких льняных и особенно хлопчатобумажных тканей, которые по самой фактуре требовали более изящных рисунков. Чувство материала отличает настоящих мастеров любого вида изделий декоративно-прикладного искусства. Поэтому употребление тонких хлопчатобумажных тканей под набивку стимулировало поиски новых усовершенствований в орудиях производства, которыми возможно было бы воспроизводить соответствующие этому материалу узоры. Из старинных преданий известно, что в период с 1793 по 1798 год был особенно распространен на ситцевых ивановских мануфактурах способ └расцветки" ≈ раскрашивания некоторых участков узора от руки кисточкой спиртовыми красками. На крупных мануфактурах при выпуске качественных ситцев кисточкой подкрашивали и исправляли дефекты ручной набивки. Здесь же этот прием распространился на раскраску целых частей узора. Свободная кистевая роспись делала узоры особенно живыми. Она выявляла объемность цветочных и растительных форм, причем от руки невозможно было воспроизвести детали раскраски с точностью машины, поэтому каждый цветок был оригинален, что увеличивало художественный эффект узора. На платке мануфактуры И. И. Кабина доской набиты контуры узора и сетчатый фон каймы платка, объемность же растительных форм выявлена расцветкой кистевыми мазками красной спиртовой краской. Тот же прием повторен на другой ткани, где контуры растительного узора с точечными разделками листьев набиты доской, а грушевидные фигуры подкрашены от руки кисточкой. Этой работой на мануфактурах занимались преимущественно женщины и девочки.

Важную роль в художественном оформлении тканей играли красители. До внедрения искусственных красок в 70-х годах XIX века в течение почти целого столетия на ситценабивных ивановских предприятиях, как и в других районах ситценабивного производства, использовались растительные и минеральные краски. Основными красителями были корень растения марены и индиго, также растительного происхождения. Они сыграли большую роль в красильном деле. Молотый корень марены -крап и экстракты из него - гарансин давали с различными протравами превосходные прочные краски с оттенками от кирпично-красного, фиолетового до густо-коричневого и черного. Особенность этих красок была в неповторимой мягкости тонов, которые даже в контрастирующем сочетании производили эффект гармоничной расцветки. Эти цвета широко использовались в красочной палитре на ситцах в конце XVIII и всей первой половине XIX века. Широко применялась также краска индиго, которая давала с закрепителями оттенки от светло-голубого до темно-синего. Технология крашения ими была доступна не только крупным предприятиям с усовершенствованными приспособлениями для приготовления красок и набором различных материалов для их закрепления, но и мелким товаропроизводителям, которые, не обладая специальным оборудованием, заваривали краски с закрепами в простых горшках, отчего и получили названия "горшечников". Более дешевые краски синего и красного цвета получались из сандалового дерева, но эти краски 'были менее прочными. Для желтого цвета употреблялся кверцитрон, получавшийся из коры красильного дуба, из персидской груши получали краску желто-зеленого цвета. Применялись также минеральные краски - охра для желтого и лазурь для голубого. В перечне красильных материалов одной из крупных мануфактур фабриканта С.Посылина в Шуе в 1828 году имеются следующие вещества: крап голландский (молотая марена), кверцитрон, индиго, сандал красный и синий, в качестве протрав и дубильных веществ упоминаются квасцы, чернильные орешки, масло витриольное (серная кислота), марганец, камедь, сахарум сатурни (свинцовый сахар) .

Красильные материалы закупались главным образом в Москве, Петербурге и на ярмарках. В селе Иванове ≈ центре ситцевого производства в конце второго десятилетия XIX века ≈ появляется и местная торговля москательными товарами. Одними из первых ее организаторов были братья Корноуховы.

Красильное дело составляло основу ситценабивного производства. Хорошие специалисты в этом мастерстве встречались очень редко, а в России на первых этапах развития производства их были единицы, естественно, они работали на крупных мануфактурах. Красильная лаборатория на предприятии была секретной комнатой, доступ в нее имел лишь красильный мастер, к варению же красок привлекались исключительно неквалифицированные рабочие. Изучить это дело было очень трудно, поэтому мастера-набойщики нанимались на крупные мануфактуры, желая выведать секреты производства. Иногда опытный колорист отправлялся в Европу совершенствовать свое искусство. Ивановские мастера поступали работать на крупные мануфактуры в Москве или Петербурге. Сохранилась память о жителях села Гориц Шуйского уезда братьях Корноуховых, которые, выучившись в Москве красильному искусству, затем работали на фабрике Е.И.Грачева и стали его компаньонами. Сохранилось клеймо этой фабрики "М. С. Ф.С.Грачева и Корноухова" за 1800 год, присланное в Мануфактур-коллегию от "содержателей ситцевой и миткалевой фабрики московских купцов Ефима и Дмитрия Грачевых и Ивана и Алексея Корноуховых". На фабрике М.И.Ямановского красковаром был купец Передовщиков, приехавший из Петербурга, известен был также красильный мастер Битов на фабрике О. С. Сокова. Хорошие мастера красильного дела ценились очень высоко, они являлись главными лицами на предприятиях. К этому делу хозяева фабрик приучали своих детей. Мелкие товаропроизводители старались выведать отдельные рецепты крашения. В конце XVIII века вообще начинается увлечение рецептами по крашению и даже появляются печатные издания рецептов.


версия
для печати
29 марта 2024 г.
пятница
курсы валют
USD
(31.12.2012)
32.1961
EURO
(31.12.2012)
41.6714
события
1 апреля:
День смеха
1 апреля:
Международный день птиц



Реклама на сервере







Проверка слова

www.gramota.ru


посетителей странички: 36973 сегодня: 1 (сайта: 59773229)

Дизайн и сопровождение ©Itil-95, 2003-2007
www@ivanovo.ru
При использовании информации с сайта, ссылка на сайт обязательна